В России 28 апреля отмечается День работников скорой медицинской помощи. Официально он был учрежден только в 2020 году – спустя несколько месяцев с начала пандемии коронавируса.
Работа врачей и фельдшеров скорой помощи всегда была непростой: они первыми оказываются на месте ДТП, спасают попавших в беду, получивших травмы, а порой просто терпеливо выслушивают жалобы пенсионерок, страдающих ипохондрией. Скорая помощь – это особая форма оказания медицинской помощи, созданная для спасения самых тяжелых больных. Скорая медицинская помощь необходима людям: порой резкое ухудшение состояния здоровья создает реальную угрозу для дальнейшей жизни. В зависимости от степени тяжести и самочувствия пациента прибывшие специалисты скорой помощи решают, необходима ли ему госпитализация в больницу, либо можно оказать помощь на месте.
Часто за помощью к докторам скорой помощи люди обращаются с проблемами, не связанными с травмами: острые сердечно-сосудистые катастрофы (инсульт, инфаркт), отравления или инфекционные болезни, сопровождающиеся высокой лихорадкой, рвотой, диареей, боли в животе неясного происхождения, высокое или низкое артериальное давление, потеря сознания или аллергические реакции и др. Детская скорая помощь малышам первого года и старше проводится педиатрической бригадой. Если состояние ребенка критическое, то к нему направляют специальную реанимационную бригаду, оснащенную всем необходимым для проведения неотложных мероприятий. Их обычно вызывают малышам, получившим разнообразные травмы или ожоги, у которых имеется осложненное течение респираторных вирусных болезней (ларингостеноз, бронхообструкция, фебрильные судороги и др.), аллергическая реакция (крапивница, аллергический отек лица, губ и языка или анафилактический шок), неясные болевые ощущения в животе и прочие.
Детская скорая помощь обычно прибывает в кратчайшие сроки: такие вызовы имеют высокую категорию важности и опасности.
Иногда самочувствие больного человека может потребовать немедленного участия медработников, в противном случае ему угрожает опасность. Данные ситуации возникают при повреждениях (травмы, ожоги, вывихи, переломы), кровотечениях, тяжелой лихорадке, острых сердечно-сосудистых катастрофах и прочих состояниях, когда самочувствие пациента не дает ему возможности обратиться в поликлинику. Специальная машина выезжает на вызов домой или к месту происшествия после телефонного звонка самого больного, его родных или случайных прохожих. Интересно, что структура бригады, которая проводит оказание скорой помощи, осталась неизменной со времен образования этой службы. В нее обязательно входят доктор, медицинская сестра или фельдшер и младший медицинский персонал (санитар). Помимо этого, важная роль принадлежит водителю машины скорой мед. помощи, ведь он должен в кратчайшие сроки доставить тяжелобольного либо пострадавшего человека в стационар. Врач скорой помощи – специалист, обладающий навыками оперативно разбираться в причинах, повлекших тяжелое состояние пациента, и максимально быстро компенсировать его лекарствами, манипуляциями или процедурами. Далее он решает – либо оставить пациента дома под наблюдение участкового доктора, либо доставить его для дальнейшего лечения в стационар при наличии серьезных на то оснований.
Скорая неотложная помощь – это не только оказание лечебных мероприятий на дому или на месте происшествия. Иногда они может понадобиться пациентам, находящимся в медицинском учреждении, которое не занимается экстренными случаями (частная клиника, стоматологический кабинет и др.).
Телефонный вызов скорой помощи – это самый простой и эффективный способ связи с медицинскими работниками в случае возникновения экстренной ситуации. Однако для того, чтобы доктора прибыли к нуждающемуся человеку в максимально короткие сроки, нужно знать, какую информацию сообщить диспетчеру, который принимает звонки. В разговоре с диспетчером нужно чётко отвечать на его вопросы. «Срочность вызова зависит от того, насколько точно вы ответите на вопросы, от этого же зависит, поедет к вам врачебная, фельдшерская или реанимационная бригада, – поясняют нам в диспетчерской. – Мы не видим пациента, мы, к сожалению, на другом конце провода. Поэтому максимально важно не раздражаться и кричать в трубку, что у вас там кто-то умирает, а максимально точно ответить на вопросы диспетчера. Основные вопросы: пол, возраст пациента или пострадавшего; симптомы, которые заставляют прибегать к помощи врачей неотложной помощи; точный адрес с указанием номера дома, подъезда, кода от домофона, особенности, которые могут затруднить попадание бригады в дом (особенная нумерация, наличие охраны, препятствия во дворе). Это все очень важно, ведь порой из-за неправильно указанных данных врачи могут потерять драгоценное время».
После того, как диспетчер передает вызов с телефона скорой помощи бригаде, бывают случаи, когда он дает определенные указания звонящему человеку относительно того, что он может сделать для больного или пострадавшего до приезда врачей.
На вопрос о том, что в работе скорой самое сложное, не раздумывая, каждый из врачей и фельдшеров дает ответ: «Когда видишь, что уже не сможешь помочь. Когда приезжаешь на вызов, и понимаешь, что, несмотря на то, что доехать удалось в кратчайшие сроки, пациента уже не спасти. В таких случаях остается только надежда на чудо, и порой оно все же случается». Также есть интересная деталь: несмотря на огромное количество вызовов, многие работники скорой уверяют, что они помнят каждое свое дежурство. И здесь каждый вызов уникальный: порой скорую вызывают потому что не получается сбить высокую температуру, а на месте оказывается, что у человека инфаркт и его срочно нужно доставить в лечебное учреждение. А в другом случае, напротив, из-за сильного жжения в груди кто-то начинает подозревать инфаркт, а это оказывается банальная изжога. Или же вызывают молодые родители врача, потому что их ребенок заходится в криках и они в панике оттого, что никак не получается его успокоить, а у него оказываются обычные кишечные колики, которые даже не требуют срочного вмешательства, и не снимаются за раз.
Нагрузка на работников скорой возросла в период пандемии короновируса. В первую очередь сложность состояла в том, что многие были растеряны. Ведь, как все знают, неизвестность пугает больше всего. Сами врачи и фельдшеры признаются: «С коронавирусной инфекцией мы столкнулись впервые, и в первую её волну мы практически заново учились работать с новейшей инфекцией. Многие сами переболели коронавирусом. Да, было сложно. Но когда пошла вторая, третья волна, всё уже стало… нет, не привычно – узнаваемо. Безусловно, пандемия внесла коррективы в нашу работу. Если раньше вызовы по поводу ОРЗ и ОРВИ составляли где-то 10-15% от общего числа, то в период пандемии они занимали 45-50%». И даже те, кто работают уже более 30-40 лет, уверенно заявляют: «Такого мы никогда не видели!».
Сегодня на Станции скорой помощи ГБУЗ «Баксанская ЦРБ», которую возглавляет зам. главного врача Асият Шухаловна Казиева, работают пять общетерапевтических бригад неотложной медицинской помощи. Из них две бригады – врачебные, остальные – фельдшерские. Спецбригад (реаниматологических, педиатрических и т.д.) нет. Всего здесь работают шесть врачей, сорок фельдшеров, пять водителей. Два врача имеют первую категорию, остальные – высшую.
«Мы – как одна большая семья,– говорит о своем коллективе Асият Шухаловна. – Каждый из моих коллег – прекрасный, знающий свое дело специалист. Для нас нет ни праздников, ни выходных, мы всем готовы прийти на помощь. Самое главное – это люди, на которых в любой ситуации можно положиться. Каждый молодой специалист, приходящий к нам, четко знает, что старшие для него – опытные наставники и верные друзья. Вот, как раз сейчас у нас проходит практику группа студентов медколледжа. Так они настолько прониклись атмосферой нашего коллектива, что многие изъявляют желание после окончания учебы вернуться к нам на работу».
Миссия сотрудников скорой помощи — важная и благородная, они защищают наши жизни и здоровье в самых сложных, экстренных ситуациях. Медики, работающие на скорой — это люди особой закалки и высоких человеческих качеств. В связи с профессиональным праздником хочется искренне пожелать каждому из них здоровья, благополучия, семейного счастья. И даже сейчас, пока мы готовим этот материал, они в очередной раз спасают чье-то здоровье, а возможно и жизнь…